получить консультацию

тел./факс 8 (3513) 29-85-31

Какие ООО смогут иметь типовые Уставы?

Типовые уставы смогут применять как создаваемые, так и уже действующие компании. Последним для этого нужно представить в налоговую заявление и принятом решении участников юрлица.
 
 
 
Для чего нужны типовые уставы и какие от них плюсы?
 
Во-первых, типовые уставы облегчат процесс создания ООО: составлять учредительный документ не придется. Кроме того, типовой устав не нужно представлять в налоговую для госрегистрации ООО.
Во-вторых, типовые уставы универсальны: они не содержат сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юрлица. Это означает, что при изменении этих данных корректировать устав не придется.
В-третьих, не нужно будет менять устав, когда это требуется в связи с изменениями в правовом регулировании деятельности ООО. Такие поправки к типовому уставу будет вносить уполномоченный орган.
 
Какие появились варианты типовых уставов и чем они отличаются?
 
Всего утвердили 36 типовых уставов. Они различаются сочетанием условий по следующим вопросам:
 
- возможен ли выход участника из общества;
- необходимо ли получать согласие участников ООО на отчуждение доли третьим лицам;
- предусмотрено ли преимущественное право покупки доли;
- разрешено ли отчуждение доли другим участникам без согласия остальных;
- возможен ли переход доли к наследникам и правопреемникам участников без согласия остальных;
- избирается ли директор отдельно или каждый участник общества выступает директором по умолчанию;
- удостоверяет ли нотариус решение общего собрания общества и состав участников, присутствовавших при его принятии.
 
   Отметим, что утвержденные типовые уставы не могут включить все предусмотренные в ГК РФ и Законе об ООО права и обязанности, но представляется ошибочным во всех 36 уставах указывать, что залог доли или части доли в уставном капитале общества третьему лицу не допускается, если в ст. 22 Закона об ООО предусмотрена такая возможность с согласия общего собрания участников общества. Непонятно, почему наряду со сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, в типовой устав общества не включают крупные сделки, хотя само по себе выделение такого раздела в типовом уставе вряд ли оправданно.

   Обязательным элементом устава, утвержденного учредителями (участниками) юрлица, являются сведения о порядке управления деятельностью юрлица (п. 4 ст. 52 ГК РФ). Применительно к уставу ООО это сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников Общества, о порядке принятия органами Общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (ч. 4 п. 2 ст. 12 Закона об ООО). Во всех типовых уставах, утвержденных Минэкономразвития РФ, порядок созыва, проведения и компетенции общего собрания участников общества, порядок принятия им решений, а также права и обязанности единоличного исполнительного органа, его компетенция определяются Законом об ООО. Тем самым в нем нет никакой конкретики по обозначенным выше вопросам. Непонятно, почему в типовых уставах проводится различие между правами и обязанностями единоличного исполнительного органа общества и его компетенцией. Действительно, в разделе V "Управление в обществе" предусматривается, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом, избранным общим собранием участников (Типовые уставы N 1 - 6, 19 - 24); каждый участник Общества является единоличным исполнительным органом (Типовые уставы N 7 - 12, 25 - 31); каждый участник, действуя совместно с остальными участниками, осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа общества до тех пор, пока не перестанет быть участником общества (Типовые уставы N 13 - 18, 31 - 36). Если первый вариант осуществления управления текущей деятельностью основан на действующем гражданском и корпоративном законодательстве, то два последующих варианта осуществления управления текущей деятельностью общества вызывают серьезные возражения.

   Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ единоличный исполнительный орган юрлица обладает компетенцией, определяемой в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Уставом может быть предусмотрено, что полномочие выступать от имени юрлица предоставлено нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ. В п. 3 ст. 65.3 ГК РФ уточняется, что в уставе корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В п. 1 ст. 40 Закона об ООО установлено, что единоличный исполнительный орган может быть избран также не из числа его участников. По этим соображениям положения типовых уставов о том, что "каждый участник общества является единоличным исполнительным органом общества (директором) до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества, и самостоятельно действует от имени общества", противоречит ст. 40 Закона об ООО. В ней императивно установлено, что директор Общества избирается общим собранием участников Общества на срок, определенный уставом Общества, если уставом ООО решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Попутно замечу, что ни в одном из утвержденных типовых уставов не предусмотрена возможность создания наблюдательного совета как коллегиального органа управления (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ). Если речь в данном случае идет о наделении полномочиями директора нескольких лиц, то эти лица должны быть избраны на общем собрании участников общества с установлением круга полномочий каждого из них и указания срока, на который они избираются. Предоставление полномочий директора каждому участнику без определения их компетенции в деятельности общества, учитывая, что число участников общества может достичь пятидесяти, показывает нереальность подобных положений в типовых уставах общества. Участник ООО не вправе действовать от имени Общества в отличие от участника полного товарищества (ст. 72 ГК РФ).

Не отвечают положения типовых уставов правилу, изложенному в п. 3 ст. 65.3 ГК РФ, о совместном осуществлении полномочий единоличного исполнительного органа несколькими лицами. Типовые уставы, в содержании которых устанавливается, что "при наличии в обществе более одного участника каждый участник общества действует совместно с остальными участниками общества, осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа общества (директора) до тех пор, пока не перестанет быть участником общества", также не основаны на действующем гражданском законодательстве и Законе об ООО.

Предусмотренные в ГК РФ возможности наделения в уставе корпорации полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц вовсе не означает, что каждый участник ООО становится директором, действующим самостоятельно, независимо друг от друга или совместно. Порядок избрания их общим собранием участников общества распространяется на каждого директора с определением сферы его действия и закрепленной общим собранием участников общества компетенцией, полномочиями. По этим правовым основаниям нельзя говорить о правах и обязанностях директора, он обладает компетенцией. Права и обязанности имеет юрлицо, которые оно приобретает или принимает на себя через свои органы, прежде всего единоличный исполнительный орган.

Изложенное показывает, что утвержденные Минэкономразвития типовые уставы ООО в ряде случаев противоречат гражданскому законодательству, не обладают достаточной сбалансированностью корпоративных прав и обязанностей участников Ообщества с правами и обязанностями юрлица и компетенцией, полномочиями его органов и вряд ли могут быть положительно восприняты учредителями (участниками) при создании новых обществ и переходе действующих обществ на типовые уставы.

Типовые уставы вступают в действие 24 июля 2019 г. Действующим ООО для работы на основе типовых уставов необходимо представить в ИФНС заявление на внесение изменений и решение общего собрания участников Общества. Однако применять типовые уставы не получится до тех пор, пока ФНС не изменит формы документов для госрегстрации юрлиц. Ориентировочный срок завершения работы - второе полугодие 2019 года.